Варвара. Веселая и злая (varezhka) wrote,
Варвара. Веселая и злая
varezhka

Category:

Сегодня день рождения Джима Моррисона. Ему могло бы исполниться 70 лет.


Копна черных вьющихся волос, тягучий голос и будто слегка ленивая манера пения, мрачная, наполненная символами лирика и каждый день под девизом "живи быстро, умри молодым" — Джима Моррисона нет уже более 40 лет, но он остается одним из величайших певцов и одним из самых выдающихся музыкантов в истории.

Моррисон родился 8 декабря 1943 года во Флориде в семье военного и увлекся поэзией еще в школьные годы, написав свои первые стихи под влиянием произведений Артюра Рембо и Уильяма Блейка.

"Я всегда хотел сочинять, но при этом считал, что ничего хорошего не получится, если только каким-то образом рука сама не возьмет карандаш и не начнет им водить по бумаге, а я, по-настоящему, не должен иметь к этому никакого отношения. Как автоматическое письмо. Но этого у меня так никогда и не получилось. Я написал, конечно, очень много стихов. В старших классах и в колледже у меня накопилось множество тетрадей, которые по какой-то дурацкой причине я просто выбросил, когда окончил учебу. Но может быть и так, что если бы я не выбросил эти тетради, я никогда не написал ничего оригинального — потому что в них главным образом были все те вещи, которые я накопил, читая и слушая, как цитаты из книг. Я думаю, что если бы не избавился от них, то никогда не стал бы свободным".


[Читать далее]В 19 лет Джим Моррисон поступил в университет в Таллахасси, где изучал историю эпохи Возрождения, а также всерьез занимался театральным искусством, не только в теории, но и на практике, играя в любительских постановках. Через два года после поступления он переехал в Лос-Анжелес, где продолжил обучение на факультете кинематографии Калифорнийского университета. Результатом стали два снятых Моррисоном фильма и, что гораздо важнее, его знакомство с будущими музыкантами The Doors – Рэем Манзареком, Робби Кригером и Джоном Десмором. Уже в 1965 году группа начала выступать в небольших клубах, тогда же появились и первые студийные записи будущих хитов.

"Я никогда не занимался пением — и никогда даже не помышлял об этом. Я думал, что стану социологом или писателем, может быть, буду сочинять пьесы. На концерты я тоже не ходил, раза два в лучшем случае. Кое-что я видел по телевизору, но все равно я не считал себя частью всего этого. Но в моей голове звучало целое концертное представление: с группой, пением и аудиторией — огромной аудиторией. Те первые пять или шесть песен, что я написал, — я просто списывал ноты с фантастического рок-концерта, который шел в моей голове. А когда я написал песни, я должен был их спеть".

Появившись в период расцвета движения хиппи, прославлявшего внутреннюю и внешнюю свободу, красоту и любовь, The Doors демонстрировали своего рода обратную сторону этой культуры – столь же психоделическую, но одновременно темную, жестокую, построенную на театральных импровизациях и сценических обрядах, которые гипнотически действовали на публику. Поклонники немедленно прозвали Моррисона "спасителем" и "шаманом".

"Я не уверен, что это спасение, что есть люди, которые хотят видеть меня своим лидером. Шаман — это целитель, подобно знахарю. Я не вижу людей, приходящих ко мне для этого. Я не считаю себя спасителем <…> Я рассматриваю роль артиста двояко — он шаман и козел отпущения. Люди вливают в него свои фантазии, и их фантазии являются им во плоти. А чтобы уничтожить свои фантазии, они уничтожают его. Я прислушиваюсь к тем импульсам, которые несет каждый, но не впускаю их в себя. Нападая на меня, пиная меня, они освобождаются от этих импульсов…"

Первый альбом группы, названный просто The Doors, вышел в январе 1967 года. Среди композиций – песня Light My Fire, один из главных хитов коллектива, сочиненная Бертольдом Брехтом и Куртом Вайлем Alabama Song с ее знаменитой строчкой "Покажи мне путь к следующему виски-бару", содержащая строки из стихотворения Уильяма Блейка композиция End of the Night. И, конечно, длящийся 11 с половиной минут заключительный трек The End. Его запись, проведенная, как вспоминает продюсер Пол Ротшильд, при свете единственной свечи, и последующее концертное исполнение стало воплощением того самого мистического творческого ритуала, который проводил Джим Моррисон и в студии, и перед многотысячной толпой во время живых выступлений.

"По правде говоря, всякий раз, когда я слышу эту песню, для меня она приобретает какой-то новый смысл. Я и в самом деле не знаю, что я пытался сказать. Родилась она как простая прощальная песня. <…> Вероятнее всего с какой-нибудь девушкой, но я вполне могу себе представить ее и как прощание со своего рода детством. Просто не знаю. Я думаю, песня достаточно сложна и универсальна в своей образности. Настолько, что она может значить все, что хотите. Мне решительно все равно, что о ней пишут критики и прочие…"

Импровизация – и это касалось не только постоянно меняющейся и по-разному звучащей песни The End — была одним из неотъемлемых элементов выступлений Моррисона, который мог несколько минут молчать или же, наоборот, разговаривать с публикой, иногда даже шепотом, заставляя зал замолкать и прислушиваться

"Мне нравится петь блюз – эти свободные, длинные композиции-путешествия без начала и конца. Я просто ловлю ритм и продолжаю придумывать что-то. Такие песни нравятся мне гораздо больше, чем просто песни. Начинаешь петь блюз и смотришь, куда это приведет".

Постепенно, однако, концерты The Doors становились все более противоречивым действом. Моррисон, словно существовавший в параллельной своей группе реальности (во много из-за алкогольной зависимости и постоянного пребывания в по-разному измененном состоянии), на сцене мог и лечь, и раздеться, мог начать переругиваться с кем-то из слушателей или вовсе уйти. В зале постоянно дежурили сотрудники полиции, нередко забиравшие исполнителя прямо со сцены, аресты и обвинения в непристойном поведении следовали один за другим.

"Практически ситуация никогда не выходила из-под контроля. На деле все это достаточно иронично. Мы веселимся, ребята веселятся, фараоны веселятся. Создается некий странный треугольник. Иногда я напрягаюсь сильнее и несколько завожу людей, но обычно мы на сцене только стараемся сделать хорошую музыку, вот и все, не более того".

И журналисты, и современники, и исследователи творчества Моррисона не устают повторять, что музыкант сам приближал собственную кончину, проживая каждый день как последний, с постоянным ощущением близкого финала. Это ощущение пропитывало музыку и лирику The Doors с первых альбомов.

"Я люблю выпить. Но не представляю, что можно пить только молоко и колу, это все разрушает. Нужно вино или пиво, чтобы дополнить пищу. Напиваться… до какого-то момента ты полностью контролируешь ситуацию. Каждый глоток – твой выбор… Я думаю, в этом разница между самоубийством и медленной капитуляцией".

Джим Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже – ему было 27 лет. До сих пор достоверно не известно, какие события предшествовали кончине исполнителя – по одной из версий, он скончался от остановки сердца в номере отеля, по другой – от передозировки в туалете клуба. При жизни Моррисона The Doors выпустили 6 студийных альбомов, последним из которых стал L.A. Woman. Он завершался композицией Riders on the Storm, семиминутной психоделической балладой со звуковыми эффектами – дождь и гром – и шепотом Моррисона, наложенным на его же вокал. Эта песня была последней, которую группа записала в полном составе, впервые представлена она была на концертах, ставших последними для самого Моррисона.

После смерти лидера, группа выпустила еще три альбома, в том числе и An American Prayer, который представляет собой положенные на музыку записи голоса Моррисона, читающего собственные произведения. Ведь даже на пике активности The Doors он не переставал заниматься поэзией, и речь не только о песенной лирике, сочиненной для группы, но и о многочисленных стихах и поэмах, которые выходили отдельными сборниками, как при жизни, так и после смерти автора.

материал взят http://ria.ru/weekend_music/20131208/982746484.html?utm_source=vk1#13864961385573&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration

Tags: день рождения, джим моррисон, личности
Subscribe
promo varezhka june 14, 2014 11:39 3249
Buy for 20 tokens
Друзья! К сегодняшнему Международному Дню блогера я хочу приурочить свой первый френдмарафон . Лето, солнце, праздник, отличное настроение! Скажите, чем не отличный повод подружиться друг с другом еще крепче! Всем, кто ищет новых друзей себе и своему журналу - добро…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments