Варвара. Веселая и злая (varezhka) wrote,
Варвара. Веселая и злая
varezhka

Categories:

Чему нас учат кино и школа: как менялся образ учителя на экране

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»: Николай Рыбников в роли Саши Савченко, в роли учительницы Татьяны Левченко— актриса Нина Иванова.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»: Николай Рыбников в роли Саши Савченко, в роли учительницы Татьяны Левченко— актриса Нина Иванова.


В преддверии 1 сентября «Вечерка» решила вместе с экспертами проследить, как и почему менялся образ школьного учителя в кино: от советских картин до современных художественных фильмов и популярных телесериалов.
В советское время образ учителя в кино был идеализирован и романтичен: молодые люди с одухотворенными лицами, которые боролись за каждого ученика, будь то ребенок или взрослый, считая своим долгом привить ему любовь к знаниям.
«Весна на Заречной улице», «Первая учительница», «Доживем до понедельника», «Большая перемена» — список можно и продолжить.


В фильме «Большая перемена» Михаил Кононов сыграл роль учителя истории Нестора Петровича Северова.

В этих картинах учитель показан как мессия, ведущий своих подопечных в светлое, прекрасное будущее. Вспомните сцену из картины «Весна на Заречной улице», когда молодая учительница Татьяна Сергеевна сидит, слушая по радио концерт классической музыки. Она кажется человеком из другого мира, попасть в который можно только через школу.

Современный же кинематограф предлагает зрителю совсем другой образ учителя. Так, в фильме «Училка», получившем ряд наград на фестивале «Окно в Европу», учительница, которую сыграла Ирина Купченко, отбирает у ученика пистолет, чтобы с помощью него восстановить свой авторитет и заставить учеников играть по своим правилам. Так почему же картины о школе в российском кино из лирической мелодрамы трансформировались в жесткую драму с социальным подтекстом?


Ирина Купченко — историчка в фильме «Училка».



Ольга Маховская психолог, преподаватель ВГИКа, автор бестселлеров для родителей:

В советское время образ учителя в кино был необыкновенно прекрасен. Это было связано с романтизацией всех нужных государству профессий. Основной задачей кинематографа было вдохновлять людей и моделировать образы для подражания. В реальности таких учителей, как в советском кино, конечно, не было. Но жизнь изменилась, и в кино пришли жесткие образы.
Это касается не только учителей, современные фильмы о школе просто вписываются в общий тренд. В современном кино человек порочен — отсюда и учителя получаются с гнильцой.

Общество перекладывает на учителей ответственность не только за целую ораву распущенных, никому не нужных детей, но и за все вообще.

В современных киноисториях много реального: есть случаи, когда учителя действительно дрались с учениками и родителями, но все-таки подобный образ преподавателя еще больше роняет престиж этой и без того трудной профессии.
Нам показывают симулякр, который уже востребован конъюнктурой. Ведь у нас есть и прекрасные учителя. Но фильм про хорошего учителя никто смотреть не будет.

Кадр из фильма «Первый учитель»: Болот Бейшеналиев в роли учителя Дюйшена, Алтынай стала первой ролью Натальи Аринбасаровой.



В то же время сегодня уже нельзя романтизировать учителя, это уже не тот мессия, за которым нужно идти. У современных учителей не такой широкий кругозор, рутина съедает способность к воображению. Создать идеальный образ — просто дезориентировать зрителя.

Но это и не конченые люди: им трудно, но они хотят работать. Я как психолог говорю родителям — устанавливайте отношения с учителями, потому что других, кто разделил бы с вами ношу воспитания, нет. Протяните им руку помощи. Ведь дватри хороших учителя в жизни ученика — это биография, это выбор профессии, представление о достоинстве. Учитель — судьбоносная профессия, о чем уже никто не вспоминает.

Алексей Рощин, социолог, ведущий эксперт Центра политтехнологий:

В СССР все было государственным, и правительство уделяло большое внимание формированию образа учителя как своего работника, крайне важного для населения. Это было одной из важных задач госпропаганды, и большие средства выделялись на то, чтобы поддержать образ учителя в глазах общества. Кстати, это касалось не только учителей, но и врачей, милиционеров. Сегодня, пожалуй, только на формирование образа полицейского без страха и упрека выделяются госсредства: масса сериалов на крупных каналах, снятых при различной степени господдержки, дают нам образ доблестного полицейского.

Кадр из фильма: «Все умрут, а я останусь»



А вот учителям повезло меньше. Притом что и положение учителей в обществе после распада СССР значительно ухудшилось: постепенно они превратились в парий. Да, в Москве зарплаты у учителей лучше, особенно у тех, кто преподает в частных элитных школах. Но это не решает проблемы: даже попадая в престижную частную школу, учитель, хотя и получает большую зарплату, не поднимает свое самоощущение престижности. В элитных школах учитель зачастую воспринимается как обслуживающий персонал при богатых учениках. И чаще всего он испытывает тяжелые внутренние терзания: не может ставить плохие оценки, делать замечания, вынужден лебезить перед учениками и их родителями, так как ему платит не государство, а те, кого он учит.

Современный кинематограф, например, картины «Школа» Валерии Гай Германики, «Географ глобус пропил» Александра Велединского, как раз и дают нам образ обычного учителя: практически нищего человека, при этом ощущающего острую ненужность своей профессии. Никому, включая самих учеников, их знания не нужны. То, что они вдалбливают, — странный обряд, оставшийся от прошлого. В этих фильмах особенно отчетливо видно презрение к делу учителя и к образованию как к таковому. Такой радикальный режиссерский подход тем не менее отражает общую ситуацию. Кинематограф достаточно объективно показывает крайний упадок не только профессии педагога, но и всей системы образования, причем именно с социально-психологической стороны. Ведь сегодня никто точно не понимает, чему и зачем учат детей в школе.

Кадр из фильма "Школа"



Это общее направление ведущейся в стране дискуссии: зачем учить, например, те же физику и химию, если это потом не пригодится в жизни? А еще есть компьютеры, которые за тебя посчитают и даже ошибки в тексте исправят. Люди не понимают, зачем учиться в принципе — познавать мир и так далее, если не имеешь цели пристроиться по знакомству куда-то на хорошую должность. Проблема стоит в понимании роли образования. Учителя превратились в служителей отмирающего культа. Очень хорошо это отражено как раз в фильме «Географ глобус пропил», где герой Хабенского задается вопросами: зачем это все нужно, зачем я вообще живу? Сейчас у нас отсутствует запрос со стороны общества к школе: «Мы хотим, чтобы нас учили!». Если бы этот запрос был, то и фильмы были бы другими.

Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109:
Я в профессии больше сорока лет и могу сказать, что образ учителя в кинематографе всегда вызывал не совсем здоровые реакции, в том числе и в профессиональной среде. Например, помню, какую неоднозначную реакцию вызвал фильм «Доживем до понедельника», который сегодня считается классикой. Многие педагоги возмущались: безобразие, вы порочите образ учителя! Особенное бешенство вызывала сцена, где герой Тихонова приходил домой и просил маму налить ему водки. Прошли годы, и сегодня учитель истории, которого сыграл Тихонов, считается образцовым.

Актриса Ирина Печерникова в роли Натальи Сергеевны в фильме "Доживем до понедельника".



Такое же бурное обсуждение вызвал в свое время фильм Ролана Быкова «Чучело», который защищали единицы из профессионалов. Мы же все время хотим, чтобы учитель в кино выглядел идеальным. Происходят просто смешные вещи. Я люблю хорошие умные фильмы.
И когда некоторые мои коллеги стали оплевывать фильм «Географ глобус пропил», я откровенно смеялся. Это блистательный фильм, и потом он вообще не про учителя. Это фильм о кризисе среднего возраста, аналогичный тем же «Полетам во сне и наяву», «Утиной охоте». Учитель не может быть неприкасаемой фигурой. Любое настоящее искусство исследует глубины человеческой психики, ментальные проблемы и так далее. Учитель в кино прежде всего человек со всеми человеческими слабостями и страстями.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил», где роль учителя сыграл Константин Хабенский.



Конечно, многие причитают, что вот, мол, престиж профессии учителя сильно упал. Но с другой стороны, на дворе уже не тридцатые годы, когда в деревнях при виде учителя все шапки снимали и кланялись. Поэтому я не понимаю криков ужаса вокруг той же «Школы» Гай Германики. Я лично не поклонник этого фильма по другой причине — все, что она могла сказать, она сказала в своем сильном фильме «Все умрут, а я останусь», и непонятно, зачем надо было все то же самое размазывать на сериал. Меня больше заинтересовал фильм «Класс коррекции» Ивана Твердовского. В этом случае мне как педагогу есть о чем разговаривать и о чем думать. Я один из тех, кто занимается и с проблемными детьми, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями. Я директор не элитной, а обычной школы, где контингент учеников очень разный. В фильме Твердовского есть колоссальная ошибка: конечно, это не класс коррекции, а класс компенсирующего обучения. Это разные вещи.

Кадр из фильма "Класс коррекции"



Я бы рассматривал эту картину как метафору, согласно которой у нас вся страна — такой вот класс коррекции.
Поэтому к деталям можно не придираться. Фильм показывает наш ментальный крах: там несчастны и дети, и учителя. Показывает фальшь с доступной средой и пандусами — как будто тут главное дело в пандусах. Мы сегодня говорим об инклюзивном образовании, которым я как раз и занимаюсь уже много лет, но ведь главная проблема в родителях здоровых детей, которые не хотят видеть в обычной школе детей-инвалидов. Этот фильм для многих педагогов стал шоком. Но образы учителей в фильме, сначала жесткие и отталкивающие, постепенно преображаются, и становится понятно, что они не такие уж и плохие люди. Нельзя вешать ярлыки и разделять все на черное и белое. Среди учителей, как в любой массовой профессии, есть и умные, и ограниченные. И сегодняшний жесткий кинематограф мне гораздо милее, чем слащавые фантазии с идеологической подоплекой. И если кто-то хочет, чтобы картины о школе были романтизированы, он должен понимать: это время давно прошло.
Фильмы о школе должны быть разноплановыми.

Исполнительница главной роли Кристина Орбакайте в сцене из фильма режиссера Ролана Быкова "Чучело".




Оригинал взят у matveychev_oleg в Чему нас учат кино и школа: как менялся образ учителя на экране


Tags: кино, школа
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

  • Такая вот нынче школа

    Школа, в которую мы перешли в этом году отличается одной особенностью - родителей не пускают внутрь. Совсем. Если есть необходиость проникнуть, то…

  • Не позволяй себе обижаться

    Началась вторая учебная неделя и у дочки в новом классе уже завязываются какие-то отношения. Еще не все толком друг с другом перезнакомились, но уже…

  • И вновь к вопросу ГТО

    С января 2016 года во всех школах России вводят сдачу обязательных норм ГТО. Вопрос это официально решенный, но тем не менее вызывает массу…

promo varezhka june 14, 2014 11:39 3249
Buy for 20 tokens
Друзья! К сегодняшнему Международному Дню блогера я хочу приурочить свой первый френдмарафон . Лето, солнце, праздник, отличное настроение! Скажите, чем не отличный повод подружиться друг с другом еще крепче! Всем, кто ищет новых друзей себе и своему журналу - добро…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments